help-mamochki

кризисы развития ребенка

Кризисы в развитии ребёнка связаны с существенными изменениями в его жизни. Обычно наибольшее влияние оказывают три фактора: трансформация социальной ситуации развития, модификация основной деятельности или освоение ребёнком новых навыков. Я расскажу об этом подробнее.

Почему возникают кризисы развития

В психологии существует несколько подходов к периодизации детского развития, однако все они сходятся во мнении, что дети неизбежно проходят через определённые кризисные этапы.
Социальной ситуацией развития Отношения между ребёнком и окружающей его воспитывающей средой — это то, как называют взаимодействие ребёнка с окружающими его взрослыми: родителями, родственниками, членами семьи, друзьями, воспитателями и учителями. Кризис возникает, когда социальная обстановка изменяется. Ребёнок растёт, и ему становится недостаточно общения только с родителями, он начинает проявлять интерес к другим людям и стремиться играть с другими детьми. Однако попытки установить контакт не всегда бывают успешными, что может вызывать у ребёнка чувство разочарования.

Ведущая деятельность Ведущая деятельность определяет развитие ребёнка на каждом этапе и влияет на основные изменения в психическом процессе. Это главное занятие для ребёнка в определённом возрасте. Например, в период от рождения до одного года основная деятельность — это эмоциональное общение со взрослыми.
Кризис возникает, когда ребёнок переходит к новому виду деятельности и начинает изучать окружающий мир, но сталкивается с ограничениями и предметами, которые невозможно контролировать. Например, дети могут испытывать разочарование, если большие предметы нельзя поместить в рот, а твёрдые — согнуть.

Новые умения или Психологические новообразования также могут вызвать новый кризис. Новые способности поначалу пугают ребёнка, так как он ещё не совсем понимает, как их использовать, но старается изо всех сил. Например, кризис может возникнуть, когда ребёнок начинает говорить: его могут не всегда понимать, а словарного запаса иногда не хватает, чтобы выразить всё, что хочется, — это огорчает.

Каждый ребёнок переживает такие периоды изменений по-своему. Один малыш будет выражать недовольство при возникновении трудностей, другой — обижаться, отказываться общаться и сидеть в углу, третий станет более требовательным и настойчивым, но без истерик. Родителям также может быть непросто пройти через этот этап, однако чем дольше они пытаются сохранить прежний образ жизни, тем труднее детям даётся новый этап развития.

Дальше я расскажу об основных кризисах, с которыми сталкиваются родители с рождения ребенка и до школы.

Кризис новорожденности

Как проявляется. Новорождённый ребёнок совершенно беспомощен и полностью зависит от взрослых, но сообщать о своих потребностях может только плачем. Трудность заключается в том, что родителям бывает сложно определить причину плача в той или иной ситуации — приходится действовать интуитивно и логически. До тех пор, пока родители не поймут, что именно нужно сделать, малыш может плакать и беспокоиться, а значит, вся семья будет испытывать нервозность и расстройство.

Сроки. Согласно официальным данным, кризис новорождённости продолжается с момента появления ребёнка на свет до достижения им двухмесячного возраста. Обычно за это время родители налаживают контакт с младенцем. Однако каждый случай индивидуален, и кризис может длиться дольше.

Как быть родителям. Не стоит считать плач младенца капризами. Даже если ребёнок сыт, выспался и в сухом подгузнике, его плач может указывать на недостаток внимания родителей. Ведь телесный контакт с родителями — основная потребность новорождённых, а прямое эмоциональное общение с ними — главная деятельность.
В этом возрасте дети не манипулируют криком и их невозможно приучить к рукам.

Однако не следует игнорировать другую ключевую задачу этого периода — восстановление матери после родов. В этот период ей важно получать помощь в уходе за ребёнком от других членов семьи. В своей практике я сталкивался с ситуациями, когда родственники или няни помогали семьям преодолеть кризис новорождённости. Не стесняйтесь обращаться за помощью, если она вам необходима.
Бессонные ночи также могут повлиять на самочувствие матери и её способность обеспечивать ребёнку полноценный уход. Если младенец плохо спит ночью, рассмотрите различные методы организации сна, обратитесь к педиатру и консультантам по сну. Кризис новорождённого будет протекать легче, если вся семья будет высыпаться.

Что купить. В этот период рекомендуется переложить некоторые обязанности на других членов семьи или специалистов. Например, можно заказать клининг или доставку готовой еды. Если ребёнок постоянно находится на руках у родителей, стоит рассмотреть возможность приобретения качелей или шезлонга для облегчения ухода за ним.
Применение качелей не помешает развитию привязанности: важнее не количество, а качество времени, проводимого родителями с ребёнком. Если вы ежедневно общаетесь с малышом, то дневной сон в качелях, а не на руках у мамы, не причинит вреда.

Кризис одного года

Как проявляется. Молодые родители часто слышат утверждение «После года станет легче», и это одновременно и правда, и миф. Миф, потому что даже годовалые дети требуют много внимания и от них нельзя далеко отходить. Однако правда заключается в том, что к этому возрасту дети становятся более самостоятельными и осознанными: они учатся ползать, а некоторые — ходить, указывать на интересующие их предметы, понимать речь, адресованную им, и удерживать предметы в руках.

Благодаря этому ребёнок начинает осознавать, что с каждым днём его возможности увеличиваются и ему не всегда нужно звать маму, чтобы получить желаемую вещь. В этот период для малыша становится особенно важным самостоятельно хватать предметы, манипулировать ими и понимать, как использовать разные вещи. Именно это является основной причиной кризиса: ребёнок стремится делать многое, но пока не обладает необходимыми навыками. Определить наступление кризиса несложно: ребёнок начинает требовать больше внимания и перестаёт слушаться взрослых. Он становится упрямым, активным и капризным, отказываясь от привычных занятий, таких как прогулки, купание или чистка зубов. Если в возрасте 8–10 месяцев ребёнок мог самостоятельно играть 5–10 минут и ползать без посторонней помощи, то во время кризиса он снова нуждается в постоянном присутствии родителей. Иногда могут возникать вспышки агрессии, но это случается редко.

Сроки. Кризис первого года может начаться и раньше, примерно в 10–11 месяцев, и обычно завершается к полутора годам. К этому времени ребёнок осваивает правила игры: понимает, что может сделать сам, а когда всё же стоит обратиться за помощью к взрослому. При этом некоторые двигательные навыки закрепляются.
Как быть родителям. Во время кризиса важно, чтобы взрослые устанавливали границы и запреты для ребёнка или предоставляли ему некоторую степень свободы действий. Дело в том, что через баланс между свободой и ограничениями у ребёнка начнёт формироваться базовое доверие к миру. Он будет делать выводы о том, является ли мир безопасным и открытым для него или, наоборот, страшным и опасным, если родители запрещают всё подряд.

Умеренная свобода включает в себя такие действия, как самостоятельное использование ложки или рук во время еды, копание в камнях и песке на прогулке, хождение по лужам и изучение содержимого ящиков и комодов дома. Однако родители должны чётко устанавливать ограничения на опасные действия, такие как залезание на подоконник, даже если ребёнку интересно посмотреть на улицу.

Некоторые родители продолжают выполнять все действия за годовалого ребёнка, считая его слишком маленьким. Однако такая стратегия может привести к частым истерикам у взрослых и увеличить риск вырастить ребёнка, который будет считать, что всё должны делать за него, и привыкнет к этому. Конечно, ребёнку потребуется больше времени, чтобы самостоятельно выполнять задачи. Когда сын идёт рядом со мной вместо того, чтобы ехать в коляске или на руках, короткий путь превращается в длительную прогулку. Это может вызывать раздражение. Иногда родителям хочется прикрикнуть на ребёнка или отругать его за медлительность или ошибки. Ругань родителей чаще всего связана с чувством бессилия или усталостью, однако у ребёнка возникают не только психологические изменения, но даже на физиологическом уровне : В ответ на крик у ребёнка учащается сердцебиение и вырабатывается гормон кортизол. Таким образом, его организм воспринимает крик как угрозу — он думает, что нужно либо убежать, либо замереть, но не прислушиваться и не делать выводов.

В этот период родителям также необходимо обучить ребёнка основным правилам поведения и установить границы допустимого поведения. Правила должны быть едиными для всех и соблюдаться как дома, так и в гостях у родственников, чтобы ребёнок не запутался. Например, нельзя кусаться и драться, даже если дедушка не против дружеских потасовок с внуком. Будьте готовы повторять одно и то же каждый день, поскольку ребёнок не сразу начнёт слушаться и выполнять ваши требования.
Что купить. К концу первого года жизни дети обычно овладевают большинством двигательных навыков и продолжают практиковаться даже во сне. В этом возрасте дети могут периодически просыпаться, пытаться сесть, встать и покинуть свою кроватку. Это может быть опасным. Чтобы предотвратить падения, рекомендуется использовать высокие бортики у кровати, которые должны доходить ребёнку до уровня подмышек, когда он стоит.

Для наблюдения за спящим ребёнком днём и поздним вечером родителям может пригодиться видеоняня или камера с функцией ночного видения. Чтобы помочь ребёнку развивать самостоятельность, подготовьте квартиру к этому: защитите окна, розетки и шкафы с бытовой химией, создайте пространство для игр, например, постелите коврик, на котором ребёнку будет комфортно играть, и поставьте стеллаж с игрушками. Это недорого:
личный опыт
Как я проходила кризис.

Я восстанавливалась примерно четыре месяца. Мой ребёнок часто плакал и просыпался 8–12 раз за ночь. Остатки сна мне помогли сохранить детская кроватка рядом с моей кроватью, а затем совместный сон. Вначале сын спал только на мне, поэтому я научилась приспосабливаться. Обычно я держала ребёнка одной рукой и опиралась на спинку дивана, оставляя вторую руку свободной, чтобы есть, брать кружку, сидеть в телефоне или работать за компьютером. В три с половиной месяца малыш внезапно «повзрослел» и начал проявлять интерес к окружающему миру. Он перестал быть привязан ко мне и с удовольствием лежал на полу, играя с игрушками. Поэтому этот период нужно было просто пережить.
До четырёх месяцев младенцы не реагируют на шум в комнате, поэтому я могла спокойно смотреть фильмы и сериалы со звуком — это помогало разнообразить рутину.

У моего сына начался кризис в возрасте 11 месяцев. Он стал очень активным, постоянно просил взять его на руки и стремился добраться до определённых предметов. Даже в коляске он не мог усидеть дольше 20 минут — начинал кричать и пытался выбраться. В качестве ответа я изменила подход к прогулкам. Теперь мы иногда выходили без коляски. Когда сын начал ходить самостоятельно, я стала иногда просить его помочь мне везти коляску, чтобы он шёл рядом со мной, а не ехал на руках. По возможности я брала его на руки и находилась рядом столько, сколько могла, чтобы он насытился вниманием и быстрее переключился на более интересные занятия. И ещё я старалась не кричать на ребёнка, хотя иногда очень хотелось это сделать, — в этом мне помогли растительные успокоительные капли.
Также мы создали безопасное пространство для игр в доме. В своём уголке сын играл и самостоятельно расставлял игрушки на полках, которые были похожи на гаражи. Это было полезно для всех: ребёнок получил свободу творчества, а я была спокойна, зная, что он не разнесёт всю квартиру.

Кризис двух лет

Такое понятие отсутствует в классических возрастных периодизациях, однако многие родители сталкиваются с этим явлением, напоминающим кризис. Я наблюдала его и как мама, и как специалист.

Как проявляется. Главный симптом — возмущение и разочарование, когда что-то идёт не так, как задумал ребёнок. Например, он хотел нажать кнопку лифта самостоятельно, но это сделала мама. Или он хотел получить целый килограмм сыра, а не только тот кусочек, который ему отрезали. Важно отметить, что это связано с особенностями мышления, а не с простым желанием капризничать.
Дети также склонны считать целые объекты правильными и хорошими. Например, если родители отламывают кусочек печенья, ребёнок может расстроиться, потому что для него печенье будет испорченным и бракованным.

Сроки. Границы могут быть размыты, но на практике упрямство, истерики и беспокойство по незначительным причинам чаще встречаются у детей в возрасте около двух-двух с половиной лет.
Как быть родителям. Попытайтесь узнать у малыша, чего он хочет и в какой форме. Если ребёнок ещё не умеет говорить, предложите ему варианты и попросите указать на тот, который ему нравится. Если просьба ребёнка выполнима, просто сделайте так, как он хочет. Например, позвольте ему взять с собой игрушечного динозавра на прогулку или самостоятельно открыть дверь ванной после купания. Если просьбу невозможно выполнить, подробно объясните ребёнку причину, но будьте готовы к слезам и истерике. Имейте в виду, что истерики не продолжаются вечно — они заканчиваются, даже если малышу не удаётся переключиться на что-то другое.
По возможности делите продукты на части вне поля зрения детей и приносите уже порезанные или сразу давайте целиком.

Как я проходила кризис. В моем случае кризис еще продолжается — сейчас активная фаза. Ребенок очень требователен, начинает кричать, если что-то важное для него идет не по плану.
Когда сын начинает разговаривать, я твёрдо прошу его прекратить кричать и объяснить словами, что ему нужно, чтобы я могла понять. Иногда это помогает. В других случаях я просто жду, когда истерика закончится, а затем говорю ему, что понимаю его расстройство, но сейчас ему нужно успокоиться. Чтобы помочь сыну успокоиться, я предлагаю ему подышать, обнять меня или поиграть во что-нибудь. Этот метод срабатывает не всегда, но даже небольшие успехи очень важны.
Недавно я начала договариваться с сыном. Например, перед сном он просит сходить на кухню за чем-нибудь, хотя уже лежит в кровати, а я читаю ему книги. Тогда я объясняю, что мы сейчас пойдём на кухню, он возьмёт то, что хочет, и сразу вернётся в комнату спать. Затем спрашиваю: «Договорились?» Он соглашается. На кухне я напоминаю ему о нашем уговоре, и мы возвращаемся обратно. Конечно, это тоже не всегда работает, но попробовать всё равно стоит.

Кризис трех лет

Как проявляется. Это известный среди населения детский кризис. Его характерные признаки включают упрямство, своенравие, обесценивание взрослых и стремление к деспотизму, то есть проявление власти над взрослыми. Также часто встречается негативизм — ситуация, когда ребёнок отвечает отказом на все предложения и просьбы.
Главный смысл этого кризиса заключается в фразе «Я сам». Дети хотят обрести независимость и проверяют прочность установленных границ. Они начинают осознавать, что обладают собственной волей и могут не соглашаться со взрослым во всём. В этот период игра становится основной деятельностью, способствующей развитию ребёнка. Происходит изменение социальной ситуации: ребёнок начинает проявлять интерес к другим людям и воспринимает их как возможных партнёров по играм.

Сроки. Сроки начала кризиса также неопределенны. Он может начаться как в 2,5 года, так и позже, вплоть до 3,5 лет. Сам кризис продолжается не 1–1,5 месяца, а более длительное время.

Как действовать родителям. Самостоятельность, умение говорить «нет» и отстаивать свои взгляды появляются примерно в три года. Дальнейшее развитие этих качеств частично зависит от того, какой метод воспитания выберут родители в это время.
Самостоятельность, умение говорить «нет» и отстаивать свои взгляды появляются примерно в три года. Дальнейшее развитие этих качеств частично зависит от того, какой метод воспитания выберут родители в это время.
Сохраняйте спокойствие и будьте последовательны, насколько это возможно. Если чувствуете, что теряете самообладание, попросите кого-нибудь сменить вас на некоторое время, чтобы вы могли отвлечься.

Также я бы рекомендовала использовать такой ресурс, как мультфильмы. Они займут ребёнка на некоторое время, а у вас появится возможность отдохнуть и расслабиться. По данным ВОЗ, детям разрешается смотреть мультфильмы в течение 60 минут в день, и дополнительный час для себя очень ценен. Если ребёнок общается со взрослыми, играет и занимается другими активностями, то вероятность негативного влияния мультфильмов
В этом возрасте лучше избегать директивных указаний. Если вы скажете ребёнку: «Надень серые штаны», скорее всего, он ответит решительным «нет». Чтобы избежать этого, предложите ему варианты: «Ты хочешь надеть серые штаны или чёрные с машинками?», «На обед будешь брокколи или рис?» Такой подход покажет ребёнку, что вы готовы предоставить ему иллюзию самостоятельности. В психологии это называется «выбор без выбора».

Отвлекайте и переключайте внимание ребёнка. Если первоначальный запрос вызвал протест, но всё ещё актуален, задайте его снова через 5–10 минут, когда внимание ребёнка переключится на что-то другое. Также можно изменить формулировку вопроса и использовать любимых персонажей, чтобы повысить шансы на успех. Например, если ребёнок отказывается принимать витамин D, спросите: «Как свинка Пеппа могла бы проглотить эту витаминку? Покажи!»
Позвольте малышу делать самостоятельно то, что безопасно для его здоровья и жизни. Так он учится, совершенствует свои навыки и развивает способности. Если что-то не получается, скажите: «Попробуй ещё раз», показывая, что иногда одной попытки недостаточно, и формируя основы мотивации. Если ребёнок успешно справился, похвалите его: «Вася, у тебя отлично получилось почистить кукурузу, ты сделал это аккуратно» или «Смотри, как хорошо ты расстегнул куртку, сам справился».

Самое трудное в этот период — научиться справляться с детскими истериками. Во время самой истерики можно выйти из комнаты, чтобы прекратить представление. Или, наоборот, остаться рядом и утешать ребёнка объятиями и лаской, если он позволит. После приступа гнева объясните малышу, что вы любите его любым, но он должен вести себя иначе. Приведите примеры того, как можно было бы поступить по-другому.
В три года можно начать вводить первые правила и обязанности. Ребёнок уже способен отнести тарелку в раковину после еды или убрать ботинки на полку после прогулки. Такие простые бытовые задачи способствуют развитию дисциплины и дают малышу чувство причастности к семейным делам. Не забывайте также о наградах. Если он согласился надеть тёплую шапку и перчатки вместо тонких, то может погулять на полчаса дольше или поиграть в песочнице. Это похоже на компромисс, но договариваться с трёхлетним ребёнком бывает полезно.
Запомнить

  1. Кризисы заканчиваются, а новые навыки и отношения с ребёнком сохраняются.
  2. Родительское спокойствие и уравновешенность — один из ключевых факторов благополучного преодоления детских кризисов.
  3. Гибкость — наш союзник. Не бойтесь менять привычный порядок вещей, адаптируйтесь к новым потребностям и способностям ребёнка.
  4. Если чувствуете, что теряете самообладание, попросите о помощи. Обсудите с близкими основные моменты воспитания заранее и при возможности перепоручайте заботу о ребёнке другим людям.
  5. Дети — это личности со своими предпочтениями и потребностями. Прислушивайтесь к ним, задавайте вопросы, общайтесь и находите компромиссы.
  6. Одна из главных целей воспитания — научить ребёнка самостоятельности. Давайте ему некоторую свободу, устанавливайте границы и постепенно поручайте подросшим детям небольшие задания.
Что будет дальше
После окончания кризиса трёх лет наступает временное затишье. Однако это не означает, что ребёнок станет идеальным и послушным на ближайшие годы. Конфликты, истерики и непослушание всё равно могут возникать. Следующий серьёзный кризис ожидается только к семи годам, когда ребёнок пойдёт в школу. До этого момента социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребёнка не изменятся.
Чтобы преодолеть трудности в возрасте от трёх до семи лет, следуйте простым правилам: позволяйте ребёнку выражать свои эмоции, но будьте рядом и поддерживайте его, при необходимости обсудите ситуацию и вместе найдите решение. Помните, что ребёнок уже способен вас понять, поэтому можно договориться или объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Может быть нелегко, но у вас всё получится.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

давайте ещё раз обсудим вопросы гигиены новорождённого.

гигиена новорожденных